Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Некоторые вопросы с брифинга Марии Захаровой

[14.01.2022 / 08:21]

Наше ведомство ведет свою историю с учреждения в 1549 году Посольского приказа, он был преобразован Петром I в 1720 году в Коллегию иностранных дел в связи с расширением и усложнением дипломатических задач. Еще одной важной вехой в развитии нашей дипломатической службы стало 8 (по новому стилю 20) сентября 1802 года. Был издан манифест императора Александра I о восьми министерствах, учрежденных в ходе реформы высшего звена государственного управления, в их числе значилось и наше ведомство, которое с тех пор так и называется – Министерство иностранных дел. Было положено начало формированию современного внешнеполитического аппарата, соответствовавшего новой роли России на международной арене.

Наша дипломатическая служба – многовековая. В формате Министерства ей в 2022 году исполняется 220 лет.

МИД – это живой организм. Появляются новые департаменты, открываются посольства и генеральные консульства, совершенствуются формы коммуникации с гражданами, в первую очередь, российскими гражданами и с нашими соотечественниками за рубежом. Развивается цифровая дипломатия.

Недавно Президент нашей страны, выступая на заседании расширенной коллегии МИД России, наставлял нас держать партнеров (имея в виду страны Запада) «в известном напряжении». Магия чисел, видимо, предопределила, что юбилейная дата МИД в этом году совпадает с напряжением 220 вольт. Некоторым западным партнерам придется привыкнуть к новым правилам.

  

О задействовании миротворческих сил ОДКБ

  

Первые дни нового 2022 года во многом прошли под знаком совместных усилий под эгидой ОДКБ для оказания содействия в восстановлении стабильности дружественного Казахстана.

Регулярно комментировали эту тему, давали развернутые материалы на этот счет. Много вопросов поступило и к этому брифингу.

Хотела бы обратить внимание, что сегодня Министр иностранных дел России С.В.Лавров дал интервью «Первому каналу» программе «Большая игра», где эта тема также получила свое освещение.

К  трагическим последствиям в Казахстане привела скоординированная и поддержанная извне гибридная атака против этой страны с прямым участием вооруженных террористических банд, очевидно прошедших подготовку в лагерях террористов за рубежом и явно имеющих опыт боевых действий в горячих точках планеты.

Страна по сути столкнулась с агрессией международного терроризма, которая угрожала подрывом конституционного строя, разрушением институтов управления, захватом власти.

В ответ на обращение Президента Казахстана К.-Ж.Токаева Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято единогласное решение о предоставлении братской для нас стране военной помощи в рамках Договора о коллективной безопасности. Об этом решении был уведомлен Совет Безопасности ООН, а также генеральные секретари ОБСЕ и ШОС.

В Казахстан незамедлительно были направлены Коллективные миротворческие силы ОДКБ, в состав которых вошли подразделения всех стран-союзников. Благодаря молниеносной переброске и действиям миротворцев ОДКБ, прежде всего по охране и обороне критически важных объектов инфраструктуры, правоохранительным органам Казахстана удалось сосредоточить свои силы и средства на восстановлении правопорядка и ликвидации угроз для безопасности страны.

Важно подчеркнуть, что самим казахстанским руководством эта миротворческая операция ОДКБ была оценена как в высшей степени эффективная и полезная.

С учетом итогов состоявшегося 10 января с.г. внеочередного саммита ОДКБ планомерная работа по формированию надежной системы коллективной безопасности России и ее союзников, укреплению в том числе миротворческого потенциала Организации, будет продолжена.

Предвосхищая многочисленные вопросы относительно того, что связано с завершением этой операции, прошу Вас обращаться к нашим коллегам в Министерстве обороны России.

 

О предложении президента Таджикистана Эмомали Рахмона

 

Ситуация в Афганистане постоянно находится в центре внимания Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Происходящее там касается всех стран региона и всех членов ОДКБ.

Напомню, что по российской инициативе в экстренном порядке в августе 2021 г., вслед за выводом из страны войск США и их союзников, была созвана сессия Совета коллективной безопасности для обсуждения первоочередных конкретных мер, которые требуется предпринять для гарантированного обеспечения безопасности в зоне ответственности ОДКБ.

Одна из важнейших задач Организации – не допустить инфильтрацию радикального исламизма на территорию государств-членов, а также пресекать вербовку граждан в ряды экстремистов, в том числе с использованием соцсетей и интернета.

Страны ОДКБ усилят взаимодействие по линии компетентных органов и специальных служб по выявлению и нейтрализации экстремистских и террористических ячеек, которые не менее опасны, чем их зарубежные эмиссары.

Действенные меры будут приняты и по противодействию подрывной пропаганде террористических организаций в информационном пространстве.

По предложению наших таджикистанских партнеров отрабатываются механизмы обеспечения надежной защиты южных рубежей ОДКБ, включая проведение совместных военных маневров и оказание помощи Таджикистану по укреплению горных труднодоступных участков таджикско-афганской границы.

Не могу не напомнить, что предметом особого внимания ОДКБ остается предотвращение функционирования подпольного рынка оружия в Афганистане, оставленного войсками коалиции, а также проблематика наркопроизводства и рост наркотрафика. Всё это является факторами, подпитывающими криминогенную обстановку в регионе. Эти вопросы стоят на повестке дня не только ОДКБ, но и других международных организаций. Многие страны в одностороннем и двустороннем форматах решают обозначенные задачи.

Обстановка в Афганистане требует консолидации усилий всех государств-членов ОДКБ. Этим тезисом не ставлю крест на подходах о необходимости общемировых усилий под эгидой ООН, её Совета Безопасности и всех региональных и мировых организаций, занимающихся теперь темой Афганистана. В рамках ОДКБ есть единое понимание стоящих задач. По поручению глав государств по всем этим направлениям ведется постоянный диалог в форматах профильных структур ОДКБ, на уровне министров иностранных дел, обороны, секретарей советов безопасности.

 

О недовольстве главного советника президента Турции И.Шенера

 

Люди и организации, использующие такие выражения как свидетельствующие о некой трансформации Казахстана из одного состояния в другое, при этом не являющиеся гражданами, субъектами, юридическими лицами Казахстана, не уважают суверенитет страны. Не осознают независимость этого государства. Россия исходит из того, что Казахстан является суверенным, независимым государством. Ему можно оказывать содействие, развивать отношения, помогать. Такие выражения как «вывести», «ввести» и т.д. от людей, не являющихся гражданами страны (конкретно Казахстана), оторваны от реальности, понимания международно-правовых основ.

Видела высказывания И.Шенера. Как я понимаю, прямых обвинений в наш адрес в «оккупации Казахстана» в них не прозвучало. Тем не менее, И.Шенер характеризует Республику Казахстан как страну, которая сначала «освободилась от советского гнета», а ныне некие силы якобы вновь угрожают поставить ее под «бессмысленное ярмо». Высокохудожественное и явно нереалистичное выражение и стиль.

Подобная трактовка как советской, так и современной истории Казахстана из уст турецкого официального лица вызывает, мягко говоря, недоумение. Не потому, что мы чего-то не понимаем, – такие вещи не должны исходить из уст людей, представляющих государство. Во-первых, считаем, что подобные заявления, особенно в столь чувствительный для Казахстана период, никак не способствуют оздоровлению атмосферы и возвращению жизни в этой стране в стабильное русло. Во-вторых, как представляется, неуважительно отзываться о советском прошлом Казахстана – значит противоречить духу российско-турецкой дружбы. Некорректно это и по отношению к казахстанским партнерам, которые, мы это знаем, весьма бережно относятся к нашему общему историческому наследию. От тяжелых моментов не застраховано любое государство. Турция недавно это проходила. Её истинные, не мнимые друзья поддержали, протянули руку, помогли, а не использовали ситуацию слабости, проблемы, трагедии в каких-либо иных целях, кроме как дружественной помощи. Зачем этого не помнить? Почему не использовать то, что было продемонстрировано и совершено в отношении Турции (дружеское содействие), уже к Казахстану. Эта трагическая, сложная, экстраординарная для Казахстана ситуация требовала сопряжения усилий. Точно не должна была рассматриваться как возможность навредить, «ловить рыбку в мутной воде», что-то замыслить непристойное.

Рассчитываем, что турецкие официальные лица впредь будут воздерживаться от подобных непродуманных «рассуждений вслух».

 

О ситуации на Украине

 

Продолжает вызывать обеспокоенность ситуация в этой стране. Несмотря на новогодние праздники, на юго-востоке Украины сохраняется напряженная обстановка. Количество обстрелов вновь растет. Страдания мирного населения Донбасса не прекращаются.

По данным Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, в период с июля 2020 г. до конца декабря 2021 г. было зафиксировано 128 гражданских жертв (подавляющее большинство – 93 – на территориях под контролем ДНР и ЛНР), 215 случаев повреждения гражданских объектов и инфраструктуры (большая часть – 119 – опять же в отдельных районах Донецкой и Луганской областей).

Такое положение дел нисколько не смущает США и другие страны НАТО, которые продолжают военное освоение территории Украины, предоставляют военную помощь Киеву, поощряют его агрессивную милитаристскую риторику. В текущем году они планируют провести целый ряд совместных военных учений, масштабы которых будут в разы больше, чем в прошлом.

Как стало известно из сообщений, в том числе СМИ, вопреки декларируемому властями США стремлению внести вклад в мирное урегулирование конфликта, в конце декабря 2021 г. Вашингтон одобрил выделение Киеву дополнительных 200 млн долл. на поставки на Украину боеприпасов, средств радио-электронной борьбы, летального вооружения. Помимо этого, группа республиканцев внесла в нижнюю палату Конгресса законопроект «О гарантиях независимости Украины через укрепление ее обороноспособности», предусматривающий выделение Киеву еще 450 млн долл., из которых 100 млн должны пойти на закупку средств ПВО/ПРО и боевых кораблей. Предполагается также расширение номенклатуры поставляемых вооружений, наращивание усилий по подготовке военнослужащих и реформированию Вооруженных сил Украины. Вчера Сенат США опубликовал проект пакета новых санкций против нашей страны.

Как интересно получается.  Американские законодатели штампуют эти законопроекты, вносят инициативы. В том, что касается Украины, они подчеркивают, что речь идет об укреплении или гарантиях ее независимости. При этом одновременно вносят проекты, посвященные России. Ничего связанного с независимостью России в них нет. Это такой избирательный подход США? То есть в одних странах они независимость признают, суверенитет уважают. А в отношении других? Интересно, что же наша страна с точки зрения Соединенных Штатов Америки не является суверенной и независимой? Если да, то, это значит какой-то новый подход, противоречащий тому заявлению, которое сделал Госсекретарь США Э.Блинкен буквально на днях, давая интервью нескольким американским каналам, подчеркивая, что США стоит на страже основополагающих международно-правовых принципов. Это очень интересно. Так что с признанием, уважением суверенитета и независимости Российской Федерации?  Вопрос к американским партнерам. Рассматриваем это как продолжение деструктивной линии Вашингтона на поддержку киевского режима.

И вместо попыток серьёзно разобраться в причинах продолжающейся восьмой год гражданской войны и вместо практической помощи, даже стремления помочь в разрешении внутриукраинского конфликта все более деструктивную и антироссийскую позицию занимает Европейский союз. 4-6 января с.г. Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррель совершил поездку на Украину и даже побывал на востоке страны. Однако Донецк и Луганск он посещать не стал. Правда о жизни людей, страдающих от карательной операции ВСУ, его, видимо, не интересует. Как это так получилось у него, удивительно. Столько говорить об этой ситуации, к чему-то призывать и не воспользоваться реальной возможностью создать свое собственное впечатление на основе реальных фактов на земле. Так бывает. Смелости Высокого представителя хватило только на то, чтобы назвать Россию «стороной конфликта» и отметиться набором других русофобских клише. Такое впечатление, что существуют два Ж.Борреля: один – тот, который говорит, а второй – который пишет. Либо один Ж.Боррель, который говорит, но пишут за него другие люди. И по стилистике, и по языку, и по употребляемым выражениям эти тексты не принадлежат одному человеку. Это очевидно.

Чувствуя поддержку стран Запада, Киев продолжает саботировать выполнение минского «Комплекса мер», уклоняться от прямого диалога с Донецком и Луганском. Интересная логика: настаивать, ввести это в качестве собственного принципа, навязывать его другим. Судьбу Украины, как говорит киевский режим, нельзя решать без Украины. Так почему же тогда судьбу Донецка и Луганска с точки зрения киевского режима можно решать без Донецка и Луганска. Это не логично, это прямое противоречие. Безусловно продолжаются попытки киевского режима выставить Россию стороной конфликта, чтобы оправдать своё бездействие. К сожалению, наши западные партнеры, в том числе участвующие во встречах «нормандского формата» Германия и Франция, в этом Киеву потакают. Зачем они это делают и к чему это приводит, думаю лучше поинтересоваться у них.

На этом фоне декларируемая Президентом В.А.Зеленским готовность провести саммит «нормандской четвёрки» выглядит популистски. Мы уже неоднократно говорили, что для его проведения Киеву необходимо выполнить ту самую «домашнюю работу», а теперь уже и «работу над ошибками»: реализовать рекомендации предыдущей встречи в Париже в декабре 2019 г., отозвав законопроекты, которые нарушают, напрямую перечеркивают Минские соглашения, и вернуться к прямому диалогу с Донецком и Луганском. Может быть, просто запустить хештег у себя, там на Украине: судьбу Донецка и Луганска нельзя решать без Донецка и Луганска? Прекрасный же слоган, достойный внешнеполитической службы Украины. Дарю, не благодарите.

Тем временем на Украине стремительными темпами продолжает деградировать ситуация с правами человека. Украинские власти принимают все новые и новые законодательные инициативы, которые идут вразрез с целями урегулирования. С 1 января с.г. на Украине вступил в силу закон «О национальном сопротивлении». Теперь с большой долей вероятности оружие может попасть и в руки радикальных, плохо контролируемых властями, националистов. К чему это может привести, думаю, Вы догадываетесь: к дополнительной дестабилизации обстановки, к резне, к полному хаосу.

Продолжается насильственная украинизация страны - 16 января вступает в силу очередная норма абсолютно одиозного закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно этой новелле печатные СМИ на Украине должны издаваться на украинским языке. Журналисты Украины на протяжении последних лет полностью присягнувшие власти, абсолютно лояльные, уже взвыли от этой ситуации.  Говорят о том, что идет наступление не просто на свободу слова, а на ту свободу слова, которая обслуживала киевский режим. Судя по этим законам в дискриминации уже сама украинская пропаганда. Это всё было бы очень смешно, если бы не так грустно, т.к. это уже попахивает настоящими репрессиями.

Все более пугающие формы приобретает эволюция неонацистских движений на Украине. Логично, что эти карательные меры и неонацистские движения, – это все звенья одной цепи. 1 января с.г. в Киеве прошло факельное шествие украинских неонацистов. МИД Германии и Израиля осудили данную акцию.

В очередной раз призываем страны Запада и международные организации перестать игнорировать деструктивные процессы на Украине и оказать необходимое давление на Киев для выполнения им своих обязательств в сфере верховенства закона и прав человека, а также побудить Украину к выполнению Минских соглашений.

Про ОБСЕ, видимо, не должна уже говорить. После событий в Казахстане и безобразного игнорирования этой ситуации со стороны ОБСЕ, мы задаемся вопросом: существует ли секретариат этой Организации, что там с руководством, на новогодних ли праздниках они все были или уже вернулись в Вену? Где вы сотрудники секретариата ОБСЕ, что с вами происходит? Читаете ли вы новости, следите ли вы за обстановкой в Казахстане, в других странах, на Украине? Как вы оцениваете то, что там происходит в сфере прав человека, защиты свободы слова и вообще физической защиты журналистов? Это темы для глубокого и неприятного разговора с руководством ОБСЕ.

 

О готовности Владимира Зеленского участвовать в саммите «нормандской четвертки»

 

Можно говорить о «заморозке» реализации киевским режимом Минских договоренностей. Нужно, чтобы они это «разморозили». Других реалистических опций для урегулирования ситуации с внутриукраинским кризисом не просматривается. Это главное. Делать заявления о проведении форматов, расширении, «сужении», придумывании новых, доработки переговорных процессов, не делая базовых вещей, не реализуя данные письменно и устно заверения, – это популизм. Отвлечение внимания от того, что Украина обязана сделать. Всё необходимое для продвижения вперед по пути урегулирования у Киева имеется: Минские соглашения и переподтвержденная позиция международного сообщества об их безальтернативности. Не хватает главного – политической воли, духа или еще чего-то, связанного с желанием киевского режима это сделать.

 

Департамент информации и печати МИД России, Москва, 13 января 2022 года

Категории:  Заграничные дела и всё такое
 
вверх