Персона дня

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Валерий Гартунг

Из выступления на пленарном заседании Государственной Думы 29 марта 2018 года

 

Подходит к концу очередной шестилетний срок работы правительства, который начинался 7 мая 2012 года с указов президента на 2/3 совпадавших с программой «Справедливой России». К сожалению, большинство задач, поставленных в указах, не было достигнуто. И виной тому не падение цен на нефть или санкции, а неумелые или неправильные действия правительства и Государственной Думы.

Систематизировав многочисленные обращения граждан в Центр прав граждан «Справедливая Россия» подготовила и опубликовала социальный манифест, который практически был отражен в Послании президента 1 марта.

Уже звучат экспертные оценки о том, что на реализацию Послания нужно потратить в течение ближайших шести лет 20 триллионов рублей.

Чтобы цели, заявленные в Послании, не остались просто словами, как это часто бывает, а были достигнуты, правительство и Государственная Дума должны принять правильные решения, которые позволят найти эти 20 трлн рублей. Для этого нужно определить основные точки потерь российской экономики, а также основные факторы, влияющие на ее рост.

Основными препятствия роста являются не санкции и цены на нефть, а коррупция, высасывающая триллионы рублей из российской экономики.

Учитывая то, что сегодня под госконтролем находится 70% экономики, эффективность этого сектора является самым главным фактором развития!

Компании под госконтролем по ФЗ 223 обязаны проводить конкурентные закупки. По этому закону сейчас производятся закупки почти на 30 трлн рублей в год. А по данным минфина за первое полугодие 2017 года, 93% этих закупок проводится неконкурентными способами. То есть, на 28 трлн из 30-ти. Это значит, мы от 10 до 20% закупаемой продукции просто теряем на взятках и откатах. Это потерянные деньги для экономики, что составляет 3-6% ВВП.

Задача, которую поставил президент, добиться темпов роста выше мировых. Мировые темпы роста – 3%. Сейчас у нас - 1,5%. Если даже мы просто наведем порядок в государственных закупках, то получим, как минимум от 3 до 6% прироста ВВП. Это самая большая точка роста и возможность выполнения Послания президента.

Наведение порядка на таможне может дать еще до 2,3 трлн рублей. В 2014 году наша комиссия Думы провела расследования и определила, что до казны не доходит в год $40 млрд таможенных платежей. Вот вам еще 2,5% ВВП к тем шести.

Если будут реализованы наши предложения, то это приведет не только к пополнению бюджета и выполнению указов президента, но и повысит конкуренцию, защитит российский рынок от недобросовестных импортеров и позволит провести качественные структурные изменения в российской экономике.

А вот отмена поправки, которая была принята с подачи правительства в декабре в закон о госзакупках, по которой из-под госконтроля выводятся закупки между взаимозависимыми лицами, позволит вернуть в бюджет существенные деньги.

Эти меры позволяют найти деньги, о которых говорят эксперты и даже больше.

Мы подготовили законопроект по прогрессивной шкале подоходного налога, по которому предлагается ввести дополнительную ставку плюс 5% с дохода 24 млн рублей в год. Коснется эта ставка 20 тысяч человек, а доплата в бюджет составит 200 млрд руб.

Принятие этого закона нам позволит освободить граждан, которые после выплаты  подоходного налога получают доход ниже прожиточного минимума. Это позволяет вернуть недоплату до прожиточного минимума.

Этим мы решим две задачи – ограничим рост доходов богатых и повысим доходы бедных. То есть, сократим разрыв между бедными и богатыми. Фактически мы решим одну из задач президента, поставленную в Послании о сокращении бедности.

Также мы подготовили законопроект, в котором предлагаем поправку, принятую в декабре, отменить и вернуть под госконтроль закупки между аффилированными лицами на десятки триллионов рублей. Чтобы было понятны масштабы поясняю - у нас расходная часть федерального бюджета 16 трлн рублей. То есть, речь идет о контроле за сделками в два федеральных бюджета. Вот каков масштаб потерь российской экономики.

Сейчас в правительстве идет обсуждение повышения ставки НДФЛ с 13 до 15%.

Ни в коем случае этого делать нельзя!

Прежде всего, пострадают обрабатывающие сектора, потому что основная нагрузка ляжет на фонд заработной платы. Сегодня нагрузка на фонд заработной платы с учетом социальных платежей просто запредельная и ее нужно снижать.

Как альтернативу мы предлагаем принять наш проект закона о прогрессивной шкале подоходного налога, дать возврат налога самым бедным и ввести плоскую шкалу страховых платежей. Она у нас регрессивная. Мы предлагаем ее снизить и сделать плоской. В итоге мы получим не уменьшение, а увеличение доходов финансирования социальных фондов.

Этим мы решим следующую задачу.

Дополнительное налогообложение у нас получат сектора, где самый высокий фонд оплаты труда – финансовый и сырьевой, а послабление получим в обрабатывающих секторах.

То есть, мы получим не только более справедливую систему налогообложения, но и дополнительный стимул перевода экономики на индустриальный путь развития.

Следующее наше предложение об отмене возврата НДС экспортера сырья.

Сейчас правительство обдумывает вариант не сокращение НДС, а уменьшение льгот и увеличение ставки НДС. Это приведет к еще большим вычетам экспортерам сырья и еще большей нагрузки на обрабатывающие сектора.

Другими словами мы предлагаем ровным счетом обратное тому, куда движется правительство.

Только те предложения, о которых я говорю, способны дать те 20 трлн рублей, которые необходимы для реализации Послания президента.

Более того, если мы примем эти предложения, то повысим производительность труда, о чем также говорил президент. Мы увеличим спрос на российскую продукцию на российском рынке, на котором проигрываем конкурентную борьбу за счет того, что у нас неэффективно работает таможня и у нас защитные пошлины не работают. В отношении российской экономики все применяют санкции, а мы себя вообще не защищаем. Если в отношении наших экспортеров вводятся антидемпинговые пошлины, мы ничем ответить не можем.

В этой ситуации мы должны защищать российского производителя и создать условия, чтобы на российском рынке доминировала российская продукция, а потом уже выходили на экспорт. Соответствующая программа у нас есть, но финансируется она крайне мало.

Так вот мы не только изменим сырьевой характер экономики, приняв наши предложения, но и получим более 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, а это опять же одна из целей, поставленных в Послании президента. Мы увеличим доходы социальные фондов при уменьшении ставок, как ни странно. Другое дело, что произойдет переток налоговой нагрузки с обрабатывающих секторов на сырьевые.

Таким образом мы не только снизим социальное неравенство и количество бедных, но и создадим условия для технологического рывка, о котором сказал Владимир Путин.

Мы, действительно, стоим на переломе и если сегодня отстанем в этом технологическом рывке, то уже никогда мир не догоним.

У нас есть все возможности, чтобы сделать рывок. Наш оборонный комплекс показывает, что если захотим, то можем всех обогнать. Другое дело, что в коммерческом секторе никак не можем реализовать наработки оборонного сектора. И виной тому является тотальная коррупция. Остановить ее, перекрыть финансовые потоки, которые утекают из бюджета можно только через госзакупки.

 
вверх