Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Осенние звезды Богородицы Озерянской

[12.11.2021 / 12:07]

Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская», празднуемая 12 ноября (30 октября по ст.ст.), является одной из духовных святынь Харьковщины и всего православного мира. Особо, с глубоким благоговением почитается в Харьковской области и сопредельных с нею областях Украины и России как древняя Чудотворная.

Икона была обретена вблизи села Озеряны, которое находится в трех километрах от г. Мерефа, райцентра Харьковской области. Прежде мне не раз доводилось ходить с крестоходцами с другой святыней Слобожанщины, иконой Богородицы Песчанской, почитаемой как «свободительница от нашествия иноверных». В частности, осенью 2009-го харьковские крестоходцы осуществили хожение в Белгород, где 17 сентября, в день праздника первого обретения (в 1911 г.) святых мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, были совершены Божественные литургии в Свято-Преображенском кафедральном соборе (ведь именно свт. Иоасаф обрел чудотворную Песчанскую в Воскресенской церкви г. Изюма близ Харькова).

И вспоминаю, как 18 сентября 2010 г. из Свято-Покровского монастыря Харькова отправился Крестный ход с чудотворной иконой Богородицы Озерянской, который, по замыслу устроителей, проводился в честь 300-летия обретения иконы.

Сама чудотворная икона Божией Матери «Озерянская» в безбожное время была утеряна, поэтому во время хода харьковцы носят один из списков, который обычно хранится в Озерянском храме на территории Свято-Покровского мужского монастыря. Помним, что чудотворной силой обладают и списки икон. Не случайно на протяжении всего шествия Крестного хода по Харькову по осевой линии улицы Сумской православный народ становился на колени под икону, надеясь получить от чудотворной толику благодати. По традиции харьковских ходов представители русского православного казачьего воинства несли большую икону Государя-страстотерпца Николая II.

Под Озерянскую икону выбегали люди всякие: интеллигентного вида и совсем опустившегося, сотрудники милиции, шофер и врач кареты скорой помощи, сопровождавшие ход, продавцы ювелирных и иных магазинов и аптек с улицы Сумской, дорожные рабочие… Сервисная молодежь из кафе итальянского мороженого - на громкое приглашение автора этих строк - стать под икону постеснялась.

Одна молодая пара, озабоченная своей свадебной фотосессией у фонтанов близ оперного театра, среагировала на приглашение живо (см. снимок), дай Бог ей счастья!, а вот вторая, уже возле Дворца бракосочетания, оторопела: невеста не могла сообразить, как ей стать на колени в таком платье, и жених к тому же наотрез отказался, зато их дружки и подружки, а также многочисленные родичи высыпали как горох, став на колени на осевую Сумской. Пассажиры трамваев, сотрудники заводов ФЭД и авиационного, выходившие из своих заводских проходных, «конкретные пацаны», бритоголовые, с наколками на пальцах, и студенты, школьники, откатавшиеся на детской железной дороге в лесопарке, случайные прохожие разных возрастов, девушки в косынках и без, в брюках и открытых нарядах - все были приглашаемы под икону и бежали, торопились, становились, становились, становились под осенение. «Чудотворную Озерянскую несут!»

 

* * *

 

До революции в Харькове проводились 12 ежегодных Крестных ходов, и большинство из них - именно с Озерянской иконой. Сейчас инициативная группа верующих занимается восстановлением старинных православных традиций.

Согласно точным документальным данным, в свое время харьковцы не раз ходатайствовали, чтобы у них проводился Крестный ход с этой Иконой. И 16 октября 1843 г. по докладу обер-прокурора Священного Синода Император Николай I Павлович утвердил просьбу о внедрении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были проходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля (из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). В указанные дни прекращалась деятельность в присутственных местах, учащиеся освобождались от занятий и жители города и окрестных слобод стекались навстречу чудотворному образу. Шествие сопровождалось торжественным пением и звоном колоколов харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.

Первый крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся 30 сентября 1844 г.

В том же году Озерянская икона стала главной святыней Покровского монастыря. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих. В 1896 г. была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с малороссийскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трехсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия, позднее канонизированного как харьковского святителя.

 

* * *

 

Можно дискутировать о точности даты обретения образа. Кто-то из исследователей указывает условный интервал появления иконы в селе Озеряны даже с 1668 по 1696 гг. А харьковец С.В. Булгаков в известном в православном мире исследовании начала ХХ в. «Русские монастыри в 1913 году» и вовсе утверждает, что икона была обретена в конце XVI в.

Это все, безусловно, имеет значение для историков, краеведов, всех, кто интересуется наследием края и дорожит родными святынями, однако не влияет на чудодейственные свойства иконы, осеняющей уже многие годы не только Харьковские, Слобожанские пределы, но и весь православный мир.

Церковь соединяет отсчет явления иконы Божией Матери Озерянской с основанием монастыря в Озерянке в 1710 г.

В то время в храме Рождества Богородицы села Мерефа служил иерей Феодор, и в трех километрах от Мерефы и была обретена эта святая икона.

В делах Харьковской Духовной консистории повествуется следующее: «В сем монастыре (Куряжском - авт., основан в 1663 г.) есть прославленная в давних годах чудотворная икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, называемая Озерянской.

Обретена во время татарских набегов в пустыни, именуемой Озерянской. Один из ее жителей, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину священного изображения на оконечности косы, а другую половину образа и пред нею горящую свечу, при корне дерева здесь же росшего.

Косарь, взявши обе половины этого образа, внес в свою хижину и, сложивши оныя, поставил в приличном месте, и усердно оному помолился, оставив свою работу. На другой день рано утром он не обнаружил святыни в своей хижине, ибо она была на месте обретения, и была сращена, а на самом месте заструился ключ чистой воды».

Благочестивый иерей, обрадованный явлением чудотворной иконы Богоматери, доложил об этом своему архипастырю - митрополиту Белгородскому и Обоянскому Феодосию, и с его разрешения построил близ места явления деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, где и была помещена икона.

На месте явления Пречистой Матери была устроена иноческая обитель, впоследствии прославившая Озерянку и привлекавшая в нее любителей пустынно-иноческих подвигов. Один старожил Мерефы в 1762 г. дал следующее письменное свидетельство: «Видел я и помню, что в церкви Озерянской пустыни стояла чудотворная Икона, а откуда и кем была поставлена, знать не могу. Первое чудо от Нее явилось архимандриту Севастиану и при строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко».

Благодать Божия от чудотворной иконы Богоматери Озерянской не раз проявлялась в исцелениях больных. Памятно было жителям Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святой Ее иконы в тяжкие 1833-й, 1848-й, 1871-й годы, когда свирепствовала холера, уносившая в могилу множество жертв.

Многие свидетели сохранили в памяти разные случаи исцеления от святой иконы. Вот наименование некоторых: «Исцеление человека, имевшего усохшую руку, исцеление человека из Липцев, не владевшего ногою, исцеление девицы Бардаковой, одержимой беснованием, исцеление Ивана Николаевича Бочковского от болезненного шума в ушах, исцеление двух сестер от глазной болезни, исцеление девочки от горловой болезни».

Известный историк Д.И. Багалей сообщал в описании Образа, что «Богородица на иконе изображена повернувшей лицо в сторону Младенца. На Ней красный хитон и голубой мафорий. Правая рука Ее в позе моления, а левой поддерживает Младенца Христа, сидящего у Нее как бы на коленях у левой руки. Младенец одет в красную рубашку-хитон, на голове у Него такая же корона, как и у Богородицы. В левой руке Он держит небольшое Евангелие, а правой благословляет. Нимбы у обоих желтые. Размер иконы - 40 х 34 см».

Такова икона и сегодня.

Теперь у харьковцев имеется три храма, посвященных Озерянской иконе: один на месте Ее обретения, в селе Озеряны под Мерефой, второй - огромный, краснокирпичный - на въезде в город со стороны запада, на Холодной горе (тут останавливались старинные крестоходцы для молебна), а третий - с двенадцатью золотыми луковками - в Свято-Покровском монастыре в центре города.

В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ее Иконой, именуемой «Озерянская», есть такие слова: «Боготечней звезде икона Твоя, о Богомати, уподобися, егда святыя - обители Озерянскую, Куряжскую и Харьковскую обтекаше и цельбоносньми струи, неоскудно от нея источающимися, изобильно верных напаяше и, благодатию Святаго духа тех оживотворяющи, телесне и душевне, по вере их, исцеляше. Мы же душевныма нашима очима к Тебе, Первообразу Ея, возводимся, недугов наших исцеления, грехов прощения и Небесным Утешителем душ наших посещения умильно просим, с верою вопиюще о Тебе Богу: Аллилуиа».

 

Станислав Минаков

Столетие

 
вверх