Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

«Надёжное прикрытие»

[01.11.2021 / 08:45]

31 октября 2011 года Военно-воздушные силы России получили первый серийно модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У. Эта машина значительно превосходит советского предшественника по дальности и количеству обнаруживаемых целей, а также по качеству управления авиагруппировками. А-50У продолжает поступать в ВКС, но наряду с этим российская промышленность создаёт машину нового поколения А-100 «Премьер» с существенно улучшенными характеристиками. Как отмечают эксперты, самолёты ДРЛО - важный элемент обеспечения обороноспособности России, который значительно повышает возможности по разведке и управлению войсками.

Десять лет назад Военно-воздушным силам России был передан первый серийно модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50У.

В последующие годы авиационные части РФ получили ещё несколько таких же «летающих радаров». Эти машины поступают в армию до сих пор.

В планах российских специалистов - дальнейшее наращивание возможностей авиапарка ДРЛО РФ посредством модернизации и поставок самолётов нового поколения.

«Ключевой элемент обороны»

А-50У - усовершенствованная версия советского самолёта ДРЛО, созданного на базе тяжёлого военного транспортника Ил-76 в конце 1970-х годов. Машина получила мощный на тот момент радиотехнический комплекс (РТК) «Шмель», состоявший из трёхкоординатной радиолокационной станции (РЛС), аппаратуры получения и обработки информации, цифрового вычислительного комплекса для решения задач управления и другого оборудования. Общая масса радиоэлектроники достигала 20 т. 

Как говорится в материалах Минобороны РФ, А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов, определения их координат и параметров движения. Самолёт ДРЛО способен передавать информацию на командные пункты, наводить истребители-перехватчики и выводить самолёты фронтовой авиации в район наземных целей при боевых действиях на малых высотах.

В комментарии RT заслуженный лётчик России, генерал-майор Владимир Попов пояснил, что машины дальнего радиолокационного обнаружения ведут разведку на дистанции в сотни километров. Их работа позволяет повысить качество и скорость управления авиационными и наземными подразделениями.

«Самолёты ДРЛО выполняют важные разведывательные задачи, но вместе с тем их можно смело назвать воздушными командными пунктами. Они помогают наиболее точно оценить силы авиационной и морской группировок противника, определить оптимальное количество ресурсов для нанесения удара», - сказал Попов.

Аналогичного мнения придерживается и главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко. В разговоре с RT он назвал самолёты ДРЛО «ключевыми элементами обороны и разведки», особенно в угрожаемый период и в начале боевых действий.

«Если говорить просто, то самолёт ДРЛО летит высоко, видит далеко. Это в буквальном смысле глаза и уши. Он проводит разведку, выдаёт целеуказание. Информация, которую получает эта машина, очень важна. При этом самолёты ДРЛО крайне уязвимы, учитывая дальность современных ракет», - подчеркнул Дрозденко.

Военные нередко называют А-50 и А-50У самолётами радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Однако, как говорят эксперты, терминологическая разница никак не меняет предназначение этих машин.

В Минобороны отмечают, что самолёты РЛДН имеют стратегическое значение для оборонного потенциала РФ и являются составной частью Объединённой системы ПВО СНГ.

«За период эксплуатации самолёты РЛДН А-50 внесли весомый вклад в обеспечение обороноспособности страны, выполняя поставленные боевые задачи в воздушном пространстве Российской Федерации и за её пределами, принимая участие в локальных боевых действиях и контртеррористических операциях», - сообщается на сайте военного ведомства.

Максимальная скорость А-50 составляет 810 км/ч, крейсерский потолок — 10 км. Самолёт оснащён четырьмя двигателями Д-30КП. Без дозаправки и на удалении 10 тыс. км от аэродрома взлёта машина способна вести патрулирование в течение четырёх часов.

Аппаратура А-50 может одновременно сопровождать 50-60 целей и наводить 10-12 истребителей. Для передачи информации на расстояние порядка 2 тыс. км и более экипаж «летающего радара» имеет возможность задействовать коротковолновый диапазон и спутниковую связь.

Над повышением возможностей А-50 работали сотрудники Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева (ТАНТК) и АО «Концерн радиостроения «Вега» (сейчас входит в «Росэлектронику» корпорации «Ростех»).

Результатом работ стал радиотехнический комплекс «Шмель-М». По данным компании «Вега», модернизация позволила существенно улучшить тактико-технические характеристики оборудования «летающего радара».

Основной акцент в работах по совершенствованию А-50 был сделан на интеграции новой элементной базы и системы сквозной цифровой обработки сигналов.

В итоге удалось значительно уменьшить габариты и массу аппаратуры, что, в свою очередь, позволило брать на борт больше топлива и увеличить время патрулирования.

А-50У получил улучшенные комплексы связи, универсальные средства отображения информации на основе дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами, новый пилотажный комплекс со спутниковой навигационной системой. Ещё одним достижением модернизации стали более совершенные алгоритмы, регулирующие работу РТК, и сокращение энергопотребления.

Позаботились инженеры и о защите самолёта ДРЛО от ракетного удара. Для этого на А-50У установлен комплекс самообороны, состоящий из средств активного и пассивного радиопротиводействия. Система способна выбрасывать тепловые ловушки и радиолокационные отражатели, уводящие ракеты противника от самолёта.

Отдельное внимание было уделено обеспечению комфорта службы экипажа. На А-50У появились помещения для отдыха, буфет с бытовым оборудованием и санузел.

Ключевые тактико-технические характеристики обновлённого самолёта ДРЛО разработчики и Минобороны РФ не раскрывают. Однако в открытых источниках есть предположительные данные о произошедших изменениях.

Например, газета «Известия» ранее сообщила, что А-50У оснастили более экономичными двигателями. При этом оборудование машины позволяет обнаруживать вражеский бомбардировщик за 650 км, а крылатую ракету - за 215 км.

В материале онлайн-энциклопедии «Уголок неба», посвящённом А-50У, сообщается, что «летающий радар», предположительно, получил возможность фиксировать истребитель, летящий на большой высоте, на дальности до 300-600 км. При этом морские цели обнаруживаются на удалении до 400 км. Также благодаря модернизации РТК машина способна сопровождать в несколько раз больше целей.

Эти данные подтверждаются информационными сообщениями «Росэлектроники» и «Ростеха», но без публикации точных показателей.

«Надёжное прикрытие»

Владимир Попов уверен, что в ходе модернизации А-50 российские конструкторы и военные ориентировались на качественные изменения в развитии авиации вероятного противника.

«Это появление более скоростных и малозаметных летательных аппаратов, БПЛА, которые могут нести ударное вооружение и средства радиоэлектронной борьбы. А-50У позволяет ранжировать эти цели по степени угрозы», - подчеркнул Попов.

С его точки зрения, важным экзаменом для А-50У стала сирийская операция. Самолёт ДРЛО применялся в арабской республике вплоть до военного разгрома ИГ* в конце 2017 года. Попов предполагает, что «летающий радар» помогал российскому контингенту более эффективно отслеживать полёты авиации стран, вовлечённых в этот конфликт не на стороне официального Дамаска.

«А-50У - машина, которая в большей мере нужна для крупномасштабных операций. Поэтому в контексте Сирии можно предположить, что она использовалась для отслеживания самолётов и БПЛА Израиля и натовских государств, которые не брезговали нарушать заключённые с Москвой договорённости о правилах полётов», - рассуждает Попов.

В зарубежных СМИ сложилось несколько иное мнение о миссии А-50У в САР. Например, в публикации американского издания The National Interest от мая 2017 года говорилось, что переброска самолёта ДРЛО в Сирию могла быть ответной мерой на ракетный удар ВМС США по авиабазе Шайрат в начале апреля того же года. В статье отмечается, что появление «летающего радара» увеличивает эффективность предупреждения о подобных атаках.

По данным «Известий», российская промышленность продолжает модернизировать поставляемые в войска А-50У и наряду с этим создаёт самолёт ДРЛО нового поколения - А-100 «Премьер».

Его ключевой особенностью станет антенна с фазированной решёткой, обладающая более высокими характеристиками по обнаружению и сопровождению целей. Помимо этого, «Премьер» оснастят полностью цифровым навигационным комплексом и цифровой системой управления. 

Как говорится в материалах «Ростеха», оборудование А-100 позволяет «мгновенно обнаруживать, опознавать и классифицировать цели, моментально передавать информацию на пункты управления для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам».

Попов полагает, что успешное завершение работ по «Премьеру» позволит создать важный для укрепления безопасности России авиапарк.

«Эта программа очень дорогая, и к тому же большого количества самолётов ДРЛО России не требуется. Я думаю, что А-50У и А-100 необходимы прежде всего для надёжного прикрытия трёх стратегических направлений - западного, дальневосточного и среднеазиатского», - резюмировал Попов.

 

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) - организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

 

Алексей Заквасин

RT на русском

Категории:  Удар и защита
 
вверх