Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Без рывков и обещаний

[03.09.2020 / 11:50]

Летом этого года на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам глава государства поручил правительству при участии Госсовета скорректировать национальные проекты. Так, с учетом замечаний и предложений авторитетных людей страны родился обновленный президентский указ о национальных целях развития.

 

Не упустить шанс

 

В новом указе не ставится задача войти в пятерку крупнейших экономик мира, хотя, как уверяет помощник президента РФ Максим Орешкин, никто не отказывался от такой цели. Несмотря на антироссийские санкции, Международный валютный фонд готов уже в этом году поднять нашу страну на почетный пьедестал. Похоже, коронавирус, напугавший весь мир, помог нашей экономике не только не упасть, но и укрепиться.

Но почивать на лаврах долго не придется. Коронавирус дал экономике передышку, и теперь, чтобы не упустить судьбоносный шанс, придется в ускоренном темпе подключать производство к прогрессу: к 2024 году увеличить число «организаций, осуществляющих технологические инновации» до 50% от всех производств, то есть исполнить задачу, поставленную В. Путиным еще в 2016 году. За десять лет (до 2030 года) инвестиции в несырьевой экспорт должны вырасти «не менее чем» на 70% .

В новом указе вместо девяти основных целей выделено пять: «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «возможности для самореализации и развития талантов», «комфортная и безопасная среда для жизни», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», «цифровая трансформация».

Именно эти направления должны теперь находиться под особой защитой, и никакой минфиновский секвестр их не должен коснуться.

Правда, при этом пришлось подкорректировать некоторые ориентиры. Так, например, ожидаемая продолжительность жизни теперь повышается до 78 лет (в 2019 году государство устраивала более скромная цифра – 73,4 года). А по уровню образования, поддержке и развития способностей талантливых граждан наша страна должна войти в десятку ведущих стран мира.

Из 24 «целевых показателей», обозначенных президентом, как и раньше, выделяется снижение уровня бедности в два раза (по сравнению с 2017 годом). При этом должны быть созданы такие условия, чтобы ежегодно не менее 5 млн семей смогли улучшать жилищные условия. А после работы у них бы еще оставалось время на занятия спортом и культурный отдых.

Впрочем, и другие задачи, обозначенные в прежнем указе № 204 за 2018 год, никто отменял. Необходимых уточнений от министерств и ведомств ждут этой осенью, когда большая часть бюджетной работы на 2021–2023 годы будет завершена.

По просочившейся в прессу информации – чиновники высшего звена готовят «единый план по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года». Документ должен быть выстроен так, чтобы избежать ошибок, которые раньше тормозили исполнение нацпроектов.

Недостаток финансирования и его нестабильность, засилье бумажной отчетности, чрезмерные контрольные требования отбивали у регионов всякую охоту активно осваивать бюджетные деньги, работать над исполнением национальных программ.

 

Отчеты и просчеты

 

Счетная палата не раз указывала чиновникам, что путаницу вносит чрезмерная отчетность и погруженность показателей национальных и федеральных проектов в государственные программы. Это «”размывает” фокусы, осложняет управление этими проектами» и приводит к тому, что в регионах и федеральных ведомствах не всегда правильно понимают поставленные задачи, не могут детально разобраться в документах стратегического планирования.

Чиновники нередко плодят нормативную документацию, далекую от жизни. При согласовании паспортов национальных проектов часто не обращают внимания на особенности регионов.

Так, например, Минвостокразвития сформулировало такие контрольные показатели по Дальнему Востоку, что проверяющие не смогли по ним работать.

В проекте «Экология» говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попал ни один регион или город, где нет централизованного водоснабжения.

Один губернатор пожаловался журналистам, что ему стыдно людям в глаза смотреть после того, как по госпрограмме в его регионе провели газификацию. Газовики проложили трубы до указанных деревень и ушли. А подвести газ к домам подведомственные Газпрому организации согласились лишь по своим, коммерческим ценам.

Аудиторы отмечали, что некоторые нацпроекты прошлых лет были сформулированы слишком поздно, а «инвестиционные объекты» долго не запускались из-за того, что для них нужна была дополнительная проектно-сметная документация. Затягивались тендеры и торги. Бюрократические барьеры привели к тому, что на сентябрь 2019 года более 12 тыс. объектов было не завершено, а средства на их реализацию продолжали лежать в казне.

Тормозит реализацию нацпроектов и позднее внесение в парламент необходимых проектов законов. Депутаты Госдумы насчитали около 900 «зависших» на этапе разработки документов. Число подзаконных актов, которые не были вовремя приняты, только в 2019 году выросло на 20% (до 511).

Чтобы заработали нацпроекты, необходимо реформировать все – от системы госзакупок до требований к документации и надзорного регулирования, считает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев.

 

По новому регламенту

 

После замечаний, высказанных парламентариями и экономистами, премьер-министр Михаил Мишустин в июле поручил чиновникам за два месяца довести до ума акты, сроки подготовка которых уже истекает. Для перезапуска национальных проектов правительство подготовило изменения в новый регламент, который позволит ускорить порядок разработки нормативных правовых актов.

Упростить отчетность по национальным проектам хотят с помощью электронного модуля на базе автоматизированной системы «Управление». Неплохо было бы и сосредоточить контрольные полномочия в одном федеральном органе, максимально упростив методику проверок.

Особые надежды нынче связывают с законом о защите и поощрении капиталовложений в реализацию нацпроектов. Документ гарантирует, что для них не будут меняться налоговые требования и условия использования земли на срок от шести до 20 лет. Государство готово вычитать из суммы уплаченных налогов затраты инвесторов на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры. Условия просто замечательные, но далеко не для всех. Речь в документе идет об инвестициях в миллиарды рублей, которые малому и среднему бизнесу не потянуть.

Самое удивительное, что долгожданный законопроект отменяет законы, которые в настоящее время являются правовой основой инвестиционной сферы (Федеральные законы № 160-ФЗ и № 39-ФЗ) и ничего не предлагая взамен. Подобные дыры в законодательстве, как известно, приводят к злоупотреблениям и нарушениям.

По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, только при исполнении национальных проектов с 2018 года картели заработали неправедным путем около шести миллиардов рублей.

 

Экономике нужен локомотив

 

Для того, чтобы люди поняли, что о них заботится государство, ничего особенного выдумывать не надо. Нужна простая и понятная созидательная политика, без шапкозакидательства, без рывков и обещаний обогнать Запад.

Главное, чтобы работа была под боком, а заработанных денег хватало не только на пропитание и квартплату, но и на ипотеку, лечение, образование, летний отдых. Хорошо бы еще дорогу проложить, осветить улицы, благоустроить поселок, город.

У государства есть на это деньги. Нужно только правильно распределить финансы, сделать доступными кредиты, создать условия, при которых любой бизнес, большой и малый, легко встраивался бы в цели и задачи, определенные президентом, работал во благо людей и страны.

Но что бы в очередной раз ни придумали чиновники, у экономики, как считает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов, должен быть мощный локомотив. Им вполне могло бы сегодня стать строительство муниципального жилья.

С жилищной программой тесно связаны и обновление жилищного фонда, и стимулирование рождаемости, и экономия на будущих расходах по содержанию жилищного фонда.

Строительство и ЖКХ выступят потребителями продукции отечественных машиностроительных и металлургических заводов, стройматериалов, то есть деньги никуда не убегут, а начнут крутиться внутри страны. Не придется волноваться об инфляции. В новых квартирах люди захотят жить с Интернетом, мобильной связью, повысится спрос на мебель и бытовую технику.

«Позже, после стабилизации экономики и доходов, можно начать программу постепенной передачи муниципальных квартир в собственность на условиях беспроцентного выкупа или бесплатно отдельным категориям граждан», – полагает профессор.

К строительному локомотиву может добавиться и автопром. А вокруг этих отраслей закрутится и все остальное.

 

Юрий Алексеев

Столетие

Категории:  А как вы хотели?
 
вверх