Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

За "газовый обман" Киева заплатят украинцы

[08.02.2020 / 13:34]

Заявленный Ляшко "газовый обман" населения Украины имеет место быть – Киев лукавит, говоря о сложном ценообразовании. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Бывший депутат Верховной рады Олег Ляшко заявил, что власти Украины обманывают граждан о причинах изменения цен на газ. Он отметил, что Киев называет снижение цен на газ своим достижением, однако "в этом нет никакой заслуги власти". По словам экс-депутата, единственной причиной, по которой жители страны стали меньше платить за топливо, является снижение цены на газ в Европе. "Когда они рассказывают, какие они хорошие, потому что снизили цену на газ, это обман людей", - сказал Ляшко.

"В целом Ляшко обозначил основную причину, почему в платежках украинцы увидели немного сниженные цены, - отмечает специалист. – В 2019 году спотовые цены в Европе достигли многолетних минимумов. А после того, как Россия и Украина в конце декабря подписали новый транзитный контракт, стоимость газа на биржах ЕС опять снизилась, так как много месяцев искусственно завышались из-за неопределенности в поставках с 1 января этого года.

Эта угроза исчезла, за то появился новый фактор – коронавирус в Китае. Он привел к резкому снижению спроса сжиженного природного газа (СПГ) в КНР, что обвалило цены в Северо-Восточной Азии, рикошетом ударив по Европе. Рынок СПГ глобальный, так что ценовые сигналы в одной части планеты неизбежно отзываются в других. Так что в этом году цены, как ожидается, тоже будут невысокие – возможно, ниже $100 на тысячу кубометров. Что скажется на цене для потребителей Украины".

Две квитанции

В январе глава "Оператора газотранспортной системы Украины" Сергей Макогон заявил, что отделение его компании от "Нафтогаза" и подписание договора на транзит с Россией привело к снижению цены на топливо для потребителей внутри страны. Макогон сообщал, что в противном случае стоимость газа для украинцев могла увеличиться в четыре раза. Однако снижение цены газа для населения и бизнеса Украины стало лишь номинальным.

С января потребители страны получили вместо привычной одной квитанции об оплате газа сразу две. Одна регламентирует непосредственную цену энергоносителя, вторая – стоимость его доставки до абонента. Когда потребители сложили указанные в квитанциях суммы, то с удивлением обнаружили: заплатить придется больше, чем в декабре 2019 года. Это вызвало волну возмущения, так как правительство в конце прошлого года обещало существенно снизить стоимость энергоносителя для населения.

"Если говорить о рыночном подходе, то есть товар и услуга по его доставке – это две разные части ценообразования, но зачем дробить их на разные платежные квитанции – не совсем понятно. Вероятно, это часть реформы газового рынка страны. И то, что общая цена для абонента выросла – не удивительно. На Украине изношены не только магистральные газопроводы, обеспечивающие перекачку по стране, но и распределительные сети, доставляющие энергоноситель в населенных пунктах.

На Украине уже тридцать лет продолжается кризис недоинвестирования в газотранспортную систему – во все без исключения ее компоненты. Особенно страдает распределительная часть. А чем больше износ – тем меньше энергетическая эффективность доставки и выше затраты. Больше требуется сжигать технологического газа, растут потери. Вся сеть требует масштабной модернизации, но на это тоже нужны деньги, причем немалые", - подчеркивает эксперт.

Заплатят украинцы

Советник президента Украины Игорь Новиков рассказывал, что "Нафтогаз" и Минэнерго пообещали стоимость одной тысячи кубометров газа в 4,65 тысячи гривен в январе 2020 года. При этом в платежных документах украинцев стояла цена 6,9 тысячи гривен за тысячу кубов. По словам Новикова, такие цены на топливо обусловлены тем, что летом "Нафтогаз" закупал большие объемы газа по высокой стоимости, а сейчас его необходимо реализовать.

Газотранспортная система досталась Украине в наследство от СССР, подавляющая ее часть строилась в 1970-1980-е годы. Еще в 2009 году было заявлено о катастрофическом износе систем и необходимости масштабной модернизации, Киев даже начал переговоры с Евросоюзом о кредитовании по низкой ставке. В 2013 году премьер Украины Николай Азаров заявил, что модернизация ГТС страны обойдется в 4,5 млрд евро. В 2014-м после Майдана новые власти этим вопросом всерьез не занимались.

"Всю инфраструктуру газотранспорта и распределения необходимо полностью модернизировать. Десятилетиями власти Украины старались ради социальных целей любыми путями поддерживать низкие цены на газ, в этом немало помогали и договоренности с Россией о льготных поставках до 2014 года. И три десятилетия в стране существовали мощные коррупционные схемы на поставках и распределении, которые приносили их бенефициарам огромные деньги.

С 2014 года начались реформы газового рынка страны – стало ясно, что поддерживать прежние тарифы невозможно. Кроме того, повышать цены требовал и Международный валютный фонд, ставивший это условием для выдачи кредитов. В итоге скорость реформ стала шоковой, а все многолетние недоработки и убытки по махинациям в одночасье переложили на плечи потребителей. И даже снижение цен на газ в Европе не гарантирует уменьшение платежей для потребителей Украины", - заключает Алексей Белогорьев.

 

Максим Бут

Экономика сегодня

Категории:  Территория распада
 
вверх