Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

К единому рынку СНГ

[11.10.2019 / 14:47]

Создание единого финансового рынка в рамках СНГ является амбициозным проектом, но на сегодняшний день сложно реализуемым – считает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов.

Интеграционные процессы имеют перспективу

Дело в том, что президент РФ Владимир Путин заявил в Ашхабаде, что государства СНГ должны обезопасить себя от валютных рисков в условиях современных торговых войн и должны начать думать о перспективе формирования единого финансового рынка.

На самом деле, российский президент озвучил здесь известный вектор российской внешней политики, связанный с тем, что наша страна, во-первых, продвигает проекты экономической и политической интеграции на пространстве бывшего СССР, а, во-вторых, разрабатывает прямые альтернативы тем финансово-экономическим инструментам, которые предлагаются американцами благодаря доллару.

Естественно, Россия хотела бы распространить этот тренд на своих партнеров, с чем и связано создание Евразийского союза, в который на сегодня входит четыре государства, которые также являются членами СНГ – это Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

“Сам формат СНГ вызывает вопросы – например, у нас есть другие интеграционные сообщества, а так, сама идея создания изолированной финансовой системы носит благоприятный характер, поскольку это главный шаг на пути к единому рынку”, - заключает Грибов.

Здесь нужно отметить, что при создании СНГ предполагалась очень широкая интеграция между его членами, но, несмотря на то, что с тех пор прошло 28 лет, постсоветское соглашение так и не были реализовано. Более того, эрозия СНГ продолжается.

Другой вопрос, что это постсоветское соглашение важно России во внешнеполитическом плане, поскольку на основе него мы регулируем свои отношения с государствами, которые выходят в эту структуру, и это чрезвычайно эффективный и взаимовыгодный процесс.

Таким образом, важность СНГ не стоит недооценивать, но здесь возникает вопрос, а можно ли на базе СНГ идти вперед, т.е. не поддерживать тот спектр отношений, который выработался между государствами этого соглашения после распада СССР, а создавать новые вещи. Такие как единый финансовый рынок, который предполагает новый уровень интеграции и принципиально другие отношения между участниками.

“В этом вопросе предполагаются общие экономические отношения, и, естественно, когда появляется такая система, продвижение товаров и услуг становится гораздо более упрощенным, а это уже путь к прямой интеграции государств”, - констатирует Грибов.

Что касается поднятого Путиным вопроса о создании единого финансового рынка, то, как считает эксперт, здесь можно затронуть тему общих правил банковской системы, снятия таможенных ограничений, а если брать вопрос единой валюты, то это последний элемент.

До этого на сегодняшний день добрался только Европейский союз, причем в Европе к этому шли на протяжении нескольких десятков лет совместной работы, начиная с базового европейского соглашения по углю и стали образца 1952 года.

Интеграция имеет определенную цену

И здесь надо обратить внимание на то, что интеграция идет тяжело и в формате Евразийского союза, в котором участвуют только четыре страны СНГ, не говоря уже о том, что даже формате Единого государства РФ и Белоруссии не достигнуто впечатляющих успехов.

“Самое актуальное, что сейчас есть в Евразийском союзе – это урегулирование таможенных вопросов и единых стандартов. Для нынешнего состояния СНГ – это также самый удачный и самый логичный шаг”, - резюмирует Грибов.

Грибов отмечает, что то, что наши партнеры воздерживаются от такого решения, определяется политическими предпосылками, а так, если посмотреть на наши отношения с Белоруссией, с которой мы продвинулись дальше всего, то и здесь имеются ограничения.

“Например, о введении единой валюты России и Белоруссии пока говорить не приходится”, - заключает Грибов.

Белоруссия вообще является самой сложной темой, поскольку мы с Минском обладаем единым культурным и политическим пространством, в том числе, и с точки зрения самосознания людей, а что касается  интеграции государств, то здесь регулярно возникают трудности. Безусловно, главной причиной этого является тот факт, что стороны защищают свои интересы, но каждый шаг здесь дается тяжело.

В то же время, когда в девяностые годы подписывался договор о “Союзном государстве”, то он воспринимался иначе, чем сейчас, и предполагал широкую степень интеграции. Сейчас ситуация изменилась, как и внутри СНГ, и возникает вопрос, а есть ли у других государств содружества желание к широкомасштабной интеграции в контексте российских экономических проектов.

Ведь такие шаги предполагают серьезные уступки, поскольку финансовая политика является основой государственного суверенитета.

“Внешняя политика стран СНГ весьма разнообразна, и, как правило, большая часть этих стран стремится в ЕС или в какие-то азиатские группы, из-за чего они пойдут на интеграцию с Россией только если поймут, что им это будет выгодно”, - констатирует Грибов.

Таким образом, основой таких проектов должны стать экономические успехи России, которых мы на сегодня пока не добились.

 

Дмитрий Сикорский

Экономика сегодня

Категории:  Содружество
 
вверх