Новости

Регистрация | Вспомнить

0

новых

0

обновить

Центр поставит Хакасии условия финансовой помощи

[26.10.2017 / 19:09]

«Сложилась катастрофическая ситуация». Такими словами в Хакасии описывают то, что происходит с региональными финансами - гигантские долги и миллиардные выплаты по процентам. Хакасия стала первым в стране регионом, который обратился к федеральному центру за срочной бюджетной помощью. Почему республика погрязла в долгах и какие еще регионы близки к тому же?

Верховный Совет Хакасии обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву и председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой выделить региону 28,2 млрд рублей, так как «сложилась катастрофическая ситуация», говорится в сообщении на сайте совета. 

В 2016 году в Хакасии был самый высокий дефицит бюджета среди других регионов, а разрыв между доходами и расходами вырос на 7,1 млрд рублей. По итогам 2017 году госдолг бюджета ожидается на уровне 24,7 млрд рублей, это 137% от собственных доходов. Причем, более 72% госдолга – это коммерческие долги, то есть по высоким ставкам. Только на обслуживание долга в этом году Хакасия должна отдать 2,5 млрд рублей, а это более 14% от собственных доходов.

На что просит 28,2 млрд рублей республика? Хакасия хочет расплатиться с просроченной кредитной задолженностью в 4,3 млрд рублей, плюс погасить все коммерческие долги на 17,9 млрд рублей. Остается еще 6 млрд рублей. Их регион просит выдавать каждый год в виде финансовой помощи для компенсации выпадающих доходов республиканского бюджета.

Глава Хакасии Виктор Зимин поддержал просьбу местных парламентариев о помощи. Хотя в целом избегает называть ситуацию катастрофической - ведь в таком случае возникают вопросы о качестве его управления регионом. «Республика Хакасия оказалась в непростой финансовой ситуации, как и многие регионы страны», - цитирует его «Коммерсант».

В качестве причин он указал резкое падение цен на уголь и металл на мировом рынке, что привело к потере значительной части доходов бюджета. При этом, расходы на социальные обязательства с 2012 года, наоборот, выросли на 6 млрд рублей, добавил он, намекая на выполнение «майских» указов президента.

Депутаты Верховного Совета Хакасии называют еще одну причин – потерю части налоговых доходов, которые федеральный центр изъял из региональных бюджетов. Депутаты посчитали, что из-за этого республика лишилась более 10 млрд рублей дохода. В 2017–2020 годах потеряет еще 750 млн рублей из-за уменьшения нормативов отчислений в бюджеты субъектов РФ по налогу на прибыль организаций, а также по акцизам на нефтепродукты.

В итоге региональные доходы сократились, а расходы выросли. Многие регионы, в том числе и Хакасия, для стабилизации бюджета вынуждены были брать коммерческие кредиты под высокие проценты. Уже в 2012 году в 19 регионах госдолг превышал 50% доходов. В 2013 году регионы снова набрали коммерческих кредитов – рост на 40%. В 2014 году они выросли еще на 16%. И только в 2015 году темпы роста этих долгов замедлились до 5%. Но даже в 2016 году общий размер всех региональных долгов вырос на 1,5%.

«Ошибка управления республикой, по всей видимости, кроется в недальновидности, так как не смогли корректно подсчитать нагрузку и ее последствия – огромный разрыв между расходами и доходами. А также в несвоевременном рефинансировании кредитных обязательств», - говорит старший аналитик Альпари Анна Бодрова.

Чтобы скрасить неприглядную картину, глава Хакасии указал на парадокс – «финансовые проблемы возникли в условиях устойчивого развития промышленного сектора» и наращивания собственных доходов. Но все равно «преодолеть этот финансовый разрыв без федеральной поддержки на данном этапе очень сложно».

Между тем, когда долговые проблемы регионов приобрели ужасающий характер, государство начало принимать меры. Были запреты на получение кредитов, потом заработала антикризисная программа бюджетного кредитования. Регионы получили возможность брать бюджетные кредиты под символические проценты и оплачивать крайне дорогие коммерческие займы, облегчив долговую нагрузку.

Это подействовало, ряд регионов и вовсе избавились от коммерческих долгов. Но Хакасия не из их числа, доля бюджетных кредитов у нее крайне мала: за первые шесть месяцев 2017 года, по данным «РИА Рейтинга», - всего 9,9% против почти 45% коммерческих долгов. Возникает резонный вопрос – почему Хакасия в отличие от других регионов не заменила дорогие коммерческие кредиты на более дешевые бюджетные?

При этом, сам Зимин говорит, что сократил коммерческие долги региона на треть. И уверяет, что есть договоренность со Сбербанком о том, чтобы перекредитоваться и платить вместо текущих 12,5% годовых уже 8%. Однако данные «РИА Рейтинга» показывают, что долговая нагрузка в первом полугодии снова выросла - на 6%.

Ситуация в целом по стране стала улучшаться (госдолг регионов РФ в первом полугодии снизился на 5% до 2,234 трлн рублей против 2,35 трлн в 2016 году), в ряде регионов она по-прежнему серьезная (госдолг значительно превышает доходы). В этом году правительство предложило новый вариант спасения регионов - реструктурировать долги, перенести оплату на более поздний срок. Но Хакасия просит решить проблему самым простым способом.

Поможет ли центр? Дефицит бюджета региона в 2017 году ожидается в размере 4,2 млрд рублей, что составляет порядка 20% от доходов, а обслуживание долга обойдется в 14% от доходов. «Это говорит о том, что набранные долги стали непосильной ношей для бюджета региона. Большая часть долга региона является коммерческим, а значит стоимость его обслуживания высокая», - говорит старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Самостоятельно решить проблему долга регион не сможет, центр должен помочь, считает он.

Москве пришлось бы помочь Хакасии, даже если бы не было предвыборного года. Недовольные бюджетники (медики, учителя) и пенсионеры никому не нужны. Республика явно выбрала политически удачный момент для просьбы о помощи. Но если просто дать республике деньги, это не гарантирует, что регион не окажется через пару лет снова в катастрофическом положении.

К тому же такой прецедент может привести к тому, что с протянутой рукой в Москву следом за Хакасией придет еще пара десятков регионов. И первой на очереди окажется Мордовия, где ситуация еще хуже.

По данным «РИА Рейтинга» на конец первого полугодия 2017 года, объем долга Мордовии составлял 203,7% от доходов (налоговых и неналоговых) за 12 месяцев. У Хакасии второй самый худший результат в стране – соотношение долга к доходам 167%. Недалеко ушли Костромская и Астраханская области – с долгами в 158% и 147% от доходов. В республиках Калмыкия этот показать 133%, Карелии – 121%, Марий Эл – 119%, в Белгородской области – 118%. Вообще в первом полугодии число регионов, где долги превышают доходы (то есть соотношение выше 100%) выросло почти вдвое с 8 регионов в конце 2016 года. Из числа аутсайдеров удалось выйти только Смоленской области, долговая нагрузка которой снизилась до 94,7% благодаря снижению госдолга на 14% после погашения коммерческого займа.

Поэтому просто так и полную сумму Хакасия из центра не получит. «Скорее всего, выделят сумму, достаточную для покрытия текущих нужд», - говорит Зварич. Вероятно, регион получит максимум треть от запрашиваемой суммы – на оплату просроченных долгов и на социальные расходы. Возможно, будет предложен специальный план для Хакасии по перекредитованию или реструктуризации остальных долгов.

«Региону будут выставлены условия по стабилизации бюджета и эффективности расходования бюджетных средств. Также региону придется искать внутренние возможности для наполнения доходной части бюджета, а также снижению расходов», - говорит Зварич. Региону придется включить режим экономии.

Возможно, потребуются и более кардинальные решения. «Не исключено, что недостаток необходимых бюджетных средств может носить хронический характер. Тогда имеет смысл рассмотреть вариант хозяйственного укрупнения отдельных регионов Восточной Сибири на базе экономически более успешного Красноярского края, Кемеровской области и других», - считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

 

Ольга Самофалова

https://vz.ru

Категории:  Регионы
 
вверх